Пятница
17.05.2024
11:28
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [4]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Адаптационный период первоклассников

Адаптационный период 1 А класса   

Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.

Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку  требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих  взрослых.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

При тестировании детей в садике я познакомилась с будущими учениками. От воспитателей получила краткую характеристику на каждого ребенка.  Уже имела представление об учениках. Зная, что школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, я разрешила сесть детям свободно. От учителя зависит то, какой сосед по парте достанется ребенку. Это не маловаж­ный фактор успешной адаптации первоклас­сника: важно, как будут складываться отно­шения у детей, сидящих вместе.

Учащиеся I класса в начале учебного года еще не осво­или непривычных норм поведения, проси­деть 35 минут, не отвлекаясь, в этом воз­расте достаточно сложно. Я проводила беседы о том, что надо уважать другого человека, когда он работает;  учила  детей помогать друг другу, не поощряла  позицию «моя хата с краю», и кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассника­ми помогли им в трудный момент.

Чтобы моим  ученикам  нравилось в шко­ле и  они не испытывали неуверенность  и страх, я в игровой форме проводила уроки, использовала красочную  наглядность, применяла  компьютер с презентациями.  На уроках проводила  физминутки, помогала ребенку вжиться в позицию школьника (здесь важно показать различие: школьник – не школьник). Для этого я беседовала с учениками  о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Положительное представление  о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же  сформирует эмоционально-положительного отношение к школе.

Ввела понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, показываю способы, как все это можно достичь. Учила  ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости).  Развивала  у детей способность управлять своими эмоциями. Ученик должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание,  предлагаемые в устной форме и  по зрительно воспринимаемому образцу. Развивала учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а так же мотивов достижения. Развивала  навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и  других участников совместной коллективной деятельности Были дети, которые  испытывали затруднения при обучении, я  поддерживала их в трудный момент, не критиковала  излишне за медли­тельность, а также не сравнивала  с другими детьми. Важно на первых порах вселить в пер­воклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получается», иначе бороться с апатией придется очень долго. Учила детей выполнять работу самостоятельно. Часто родите­ли слишком усердно помогали ребенку, что вызывало порой противоположный эффект: ученик привыкал к совместному приготовлению уроков и не хотел делать их в одиночку. Проводила беседу с такими родителями. 

В итоге проделанной работы все учащиеся  разделились по критериям адаптации:

К  высокой степени адаптации отнеслись  Алешко О, Голованова Т, Гуменная Р, Савченко В, Сусарина К, Хугаев еТ, Черкасов Д, Шатова А, Шевлякова А, Алешко А, Бакша В, Окопный А.  Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняли мои требования. Иногда у некоторых детей отмечались сложности либо в контактах с детьми, ( Черкасов Д, Савченко В),  либо в отношениях с учителем, (Алешко А,) так как им еще трудно выполнять все требования. Но к концу октября трудности, как правило, нивелировались, отношения нормализовались. Ученики полностью освоились с новым статусом ученика, с новым режимом.

 К средней степени адаптации отнеслись Саламахин К, Павлюков П, Пономарев А.  Они имеют более длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Эти дети не умеют принять ситуацию обучения, общения с учителем и другими детьми, они могут играть на уроках (Саламахин  К, ) или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (Павлюков П)  или реагируют слезами, обидами   ( Пономарев А) . Они испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия их реакции станут  адекватными требованиям школы, учителя.

К низкой степени адаптации отнеслись Лахай Н, Сычев В, Иващенко А.

У этих  детей  социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Кроме того, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. И хотя период острой физической адаптации организма к учебным нагрузкам должен  закончиться до 10–15 октября, они будут весь первый год адаптироваться к школе.

 

                                                                         Кл. рук.                  Балабуха Н.А.

Категория: Мои статьи | Добавил: balabucha (27.06.2012)
Просмотров: 2663 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz