Скажи
мне, и я забуду.
Покажи
мне, - я смогу запомнить.
Позволь
мне это сделать самому,
и
это станет моим навсегда.
Древняя мудрость
В
каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов
впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и
навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не
охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким,
эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания,
переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента,
на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в
решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и
современных информационных технологий.
Каковы же преимущества
использования информационных технологий на уроках в начальных классах?
Позволяют представить учебный материал более доступно
и понятно.
Способствуют реализации развивающего обучения,
проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке
исследовательскую деятельность.
Применение на уроке компьютерных тестов,
проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать
объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его
скорректировать.
Высокая степень эмоциональности учащихся начальной
школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки
позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный
процесс.
Уроки, проводимые использованием ИКТ в силу своей
наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который
достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при
восприятии учебного материала.
Система новых технологических решений,
которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из
основных принципов "учись учиться". Независимо от этапа обучения,
применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый
уровень.
В нашей школе появилась возможность
соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными
инновационными технологиями с приобретением интерактивной доски и мультимедийного
проектора.
Для
меня обучение детей никогда еще не становилось таким привлекательным и
захватывающим. Интерактивная доска проста в использовании. Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку
структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы
обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в
педагогическую практику ничего принципиально нового.
Любой
урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом
стать не может. Не доска учит, а
учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким
его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные
методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор
материала к уроку, его методическая и техническая обработка. Доска как раз и реализует один из важнейших принципов
обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное
количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации,
анимации, звуковые эффекты и т.д.) Наглядность учебы особенно ценна для работы
с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Ещё один важный
момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание
и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с
помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше – в центре внимания.
Я
провожу уроки русского языка, математики, литературного чтения, окружающего
мира и другие с применением интерактивного комплекса.
Объяснение материала с использованием
интерактивной доски позволяет мне сделать уроки ярче, информативнее и
увлекательнее, а так же позволяет мне и обучающимся во время объяснения вносить
маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в
слайде. Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно
воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.
При проведении математических
диктантов «Проверь себя»
использую таймер из меню доски с
фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом.
Использую возможность перемещения
объектов на доске, их группировку по определенным признакам и на уроках
математики, ознакомления с окружающим миром. Записи, выделения цветом могут
выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми
сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.
На ИД можно проводить различные формы
контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат.
Задания могут выполнять несколько
учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику. Высокое
разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает
"оживить" урок. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов
и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и
формы обеспечивают всеобщее внимание. Действия, происходящие на доске,
буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на
таких уроках. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся
более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске,
меняются даже самые проблемные ученики. Ребёнок, который раньше отсиживался,
вдруг становился активным и начинал творчески мыслить. Ученик, который вечно
срывал уроки, направлял свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому
просто тяжело учиться, находил новые возможности для самовыражения. Рефлексия,
проводимая на уроках, показывает заинтересованность учеников учебным
материалом.
Еще электронная доска помогала ребятам
преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски,
легко вовлекая их в учебный процесс. Учащимся нравится работать с инструментом,
для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они не боятся
выходить к доске. Если была сделана
ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие,
поэтому ребята уверенно чувствуют себя у
интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно,
следовательно, повышается мотивация в процессе урока. Они сами порой
напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать.
Первой
реакцией учащихся на возможность работы в ходе занятий с электронной
интерактивной доской был ярко выраженный энтузиазм - изменения от одного
прикосновения выглядели очень эффектно. Сразу стало очевидным преимущество
новой технологии перед устоявшейся практикой работы.
Однако
следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной
длительной подготовки, хороших навыков работы с компьютером и, безусловно,
большего времени для подготовки учителя к уроку. Потраченные усилия и время
обязательно приводят к желаемому результату. Грамотное применение информационных технологий
в учебном процессе начальной школы способствует развитию у учеников
теоретического мышления, восприятия, повышает мотивацию учения и стимулирует
познавательный интерес учащихся.
|