Работа с детьми
девиантного поведения
Каждому учителю, так или иначе, приходится
иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми
нормальные педагогические подходы перестают действовать. К ним относят тех, кто
в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья,
поведения, культуры, морали и т.д. Незначительные отклонения принято называть
правонарушениями, а серьезные - уголовными.
Развитие гармоничной личности во многом
зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является
семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Наиболее характерны
такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста, т.к. именно в
этом возрасте происходит гормональная сдвиг и перестройка представления
молодого человека о себе. Причины отклонений в поведении, обучении ребенка
возникают как результат политической, социально-экономической и экологической
нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в
содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых
отношений, отсутствие контроля за поведением, неэффективности индивидуального
подхода, чрезмерной занятости родителей и др. Многие социальные, преступность, алкоголизм,
наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вырастают из семьи. И это тоже
доказано: дети –зеркало образа жизни отцов и матерей.
Приведу примеры причин девиантного поведения
детей, с которыми я столкнулась в своей практике:
- дефекты семейного воспитания (недостаточное
психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о
здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
- ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их
длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и
т.д.);
- нарушения физического или психического здоровья;
- акцентуация характера, темперамент;
- проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый,
отчужденный);
- педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных
особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями
ученика, унижение личности и т.д.);
- социальные причины.
Манеры общения и поведения таких детей
обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и
т.д. Зачастую результатом такого поведения является правонарушения и
преступления. Существо поведения подростка – это эмоционально – нравственная
атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо
начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Классный руководитель
должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее
позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие
неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты. Предлагается
подразделить семьи на пять типов:
1. Семья, в которой «трудные» родители. Это часто
одинокая мать, которой ребёнок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой
семье характеризуется холодностью, безразличием, лишённостью духовного
контакта. Учителю необходимо:
расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесётся
настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами
матери. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его, и
её, матери, будущее. Деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам,
естественному желанию матери устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность
в душевных контактах с ребёнком.
2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого
типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей
характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных
связей с детьми. Задача классного руководителя – терпеливо, без назидания и
упрёков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность,
обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, обиду, стыд за
отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется
наибольшим авторитетом, кто может стать опорой в изменении опыта, условий
жизни.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью
родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное
незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания,
подрывают авторитет школы и учителей. Задача классного руководителя
–сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение
с ними консультации, включение в систематическую и методическую работу школы.
Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию.
4. Семьи, в которых отдаётся приоритет материально
благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут
эгоистами. И родители эти качества поощряют. Задача классного руководителя –
изменить ориентацию родителей. Хорошо помогает «дипломатический» подход, при
встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие,
опираясь на здоровые интересы, приводя примеры из жизни других семей, на
служение людям, доброту, благородство.
5. Семьи, в
которых родители предъявляют завышенные требования, граничащие с жестокостью.
Задача классного руководителя – доказать родителям, что с ребёнком необходимо
обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к
нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что
терпение и снисходительность к ребёнку – главные средства в воспитании. Эффективный педагогический результат
для всех типов семей даёт приём включения отцов и матерей в воспитательную
работу класса. Деятельное участие родителей в педагогический процесс
способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности,
со своим ребёнком.
И в завершение вопроса работы с детьми девиантного
поведения хочу предложить следующие рекомендации по успешному преодолению
разного рода девиаций:
- прежде всего,
необходим индивидуальный подход к каждому ученику;
- определение форм и методов воспитательного воздействия в
зависимости от конкретных условий жизни ученика;
- необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с
волнующими его проблемами;
- признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать
свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
- владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными
детьми;
- быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность
воспитывается Личностью.
|